Главная Материалы Кинофестивали Лучшие предложения
Документальное кино из Венеции: Ай Вэйвэй, Джим Кэрри, Майкл Кейн и другие

Документальная подборка Станислава Зельвенского с Венецианского кинофестиваля. В этот раз в основном конкурсе — сразу две нон-фикшн-картины.

Основной конкурс

«Человеческий поток»/«Human Flow», реж. Ай Вэйвэй

 

 

От китайского художника Ай Вэйвэя ждали чего-то поразительного, но его кинодебют «Человеческий поток» поражает разве что своей робкой аккуратностью, почти ординарностью. Конечно, масштаб этого 2,5-часового полотна о беженцах впечатляет: два десятка съемочных групп по всему миру, дюжина одних операторов (среди них, например, Кристофер Дойл). Но в итоге автору не удается сосредоточиться ни на одной конкретной истории, и фильм превращается в монотонное перечисление горестей. Греция и Мьянма, Кения и Иордания, Мексика и Афганистан, турки притесняют курдов, израильтяне — палестинцев, все — сирийцев. Говорящие головы, заголовки из СМИ, съемки с дронов огромных палаточных лагерей, короткие реплики самих беженцев. Время от времени в кадре появляется Ай Вэйвэй, треплет кого-нибудь по плечу, жарит шашлыки, в шутку меняется паспортами. Некоторые сцены получились сильными, от многого сводит скулы (кукла на берегу? тигр в клетке? цитаты из Назыма Хикмета?). Но в целом режиссер не показывает и не рассказывает ничего, чего бы не знал мало-мальски следящий за новостями человек, а никакие художественные задачи тут просто не решаются. Вдобавок некоторые СМИ предсказуемо обвинили китайца в том, что он решил попозировать на фоне несчастных. Но это, наверное, несправедливо: что-что, а благородные намерения в данном случае бросаются в глаза.

 

«Экслибрис: Нью-Йоркская публичная библиотека»/«Ex Libris — New York Public Library», реж. Фредерик Уайзман

 

 

Во втором конкурсном документальном фильме — «Экслибрис: Нью-Йоркская публичная библиотека» — автора, наоборот, вроде бы совсем не видно, но его ни с кем не перепутаешь. Фредерик Уайзман уже полвека снимает длинные, сделанные в едином стиле фильмы преимущественно об учреждениях — от сумасшедшего дома до школы, от зоопарка до театра. 200-минутный «Экслибрис», как всегда, лишен закадровых комментариев, интервью и прочего — просто монтаж сценок разной длины, — но это захватывающий, поучительный, почти мистический опыт прикосновения к далекой, сложноустроенной чужой жизни. Нью-йоркская публичка — не просто библиотека, а огромная институция со множеством филиалов и самой разнообразной повесткой. Где-то встречаются с поклонниками Ричард Докинз или Элвис Костелло, где-то устроили биржу труда, где-то читают лекции про историю рабства или привычки нью-йоркских евреев, где-то работают со слепыми, где-то обучают пожилых людей компьютерной грамотности, где-то администрация обсуждает планы на будущее, где-то посетители ищут картинки, или информацию про предков, или, в конце концов, книги. Это гимн гуманизму и просвещению, потрясающе энергичная работа, в которой нет ни следа усталости, хотя режиссеру под 90 лет.

Нон-фикшн вне основного конкурса

«Полынь»/«Wormwood», реж. Эррол Моррис

 

 

Другой классик документалистики — Эррол Моррис, специализирующийся на портретах и расследованиях (самое знаменитое из них, «Тонкая синяя линия», спасло человеку жизнь), представил в Венеции 6-серийный фильм «Полынь», который он снял для «Нетфликс». Это история биохимика, работавшего на ЦРУ, который в 1953 году то ли упал, то ли выпрыгнул, то ли был выброшен из окна отеля на Манхэттене — кажется, под влиянием ЛСД. И его сына, который с тех пор пытается докопаться до истины, — хотя перед ним уже извинялись директор ЦРУ и президент США в Овальном кабинете. В игровых реконструкциях-флэшбеках, которые любит Моррис, несчастного биохимика играет Питер Сарсгаард. Сделано очень эффектно. Премьера на Netflix — 15 декабря.

«Мое поколение»/«My Generation», реж. Дэвид Бэтти

 

 

Британская документалка «Мое поколение» — редкий случай, когда затертое название хита The Who используется по адресу: речь именно о том поколении, о котором пел Роджер Долтри. Предмет фильма — «свингующий Лондон» 60-х: битломания, поп-арт, наркотики, мини-юбки и прочее. Что-то говорят — не появляясь, впрочем, в кадре — Маккартни, Марианна Фейтфул и другие очевидцы. Но главное, что рассказчик, ведущий и один из главных героев «Поколения» — Майкл Кейн: с его комментариями можно было бы послушать даже про менее веселое десятилетие.

«Джим и Энди: Великий предел»/«Jim & Andy: the Great Beyond», реж. Крис Смит

Еще один выдающийся актер, Джим Кэрри, солирует в совершенно замечательном фильме «Джим и Энди: Великий предел». Посвящен он «Человеку на луне» Милоша Формана, где Кэрри играет комика Энди Кауфмана. Часть фильма — предельно откровенное сегодняшнее интервью седобородого Кэрри, вторая часть — материал конца 90-х со съемок «Человека», где он перевоплощался в своего кумира — и его альтер эго, грубияна по имени Тони Клифтон — далеко за пределами рабочей смены, месяц живя и умирая, как Кауфман. Получился местами смешной, разумеется, но и сложный, даже жутковатый разговор о том, как и зачем актер растворяется в придуманных образах, какой ценой и с какими последствиями.

Поделиться
10 фильмов о деньгах и миллионерах
Подборка фильмов, которые проливают свет на закулисье Уолл-стрит.
Джордж Клуни и Мартин МакДонах в гостях у братьев Коэн
О двух достойных фильмах, снятых по лекалам братьев Коэн

PokerSeindo adalah Situs Judi Online Permainan poker online, DominoQQ, Juga Ceme Online dengan menggunakan uang asli di Maniaqqyang menyediakan permainan terbaik juga terpercaya. Cukup menggunakan 1 ID saja kamu bisa menikmati berbagai macam permainan seru seperti poker Online, Ceme Keliling, DominoQQ, Ceme Online, Capsa, Super 10, dan Omaha. Total ada 7 jenis permainan terbaik dimana bisa kamu nikmati dengan menjadi member disini. Pokerseindo sudah terbukti menjadi salah satu Bandar poker online yang menyajikan permainan paling fair play 100% jaminan tanpa menggunakan sistem ROBOT. Dengan real player sehingga mudah sekali memenangkan permainan