Главная Материалы Кинофестивали Лучшие предложения
Уилльям Фридкин и Пол Шрейдер против дьявола

На Венецианском кинофестивале Станислав Зельвенский посмотрел документальную версию «Изгоняющего дьявола» Уилльяма Фридкина и религиозный триллер Пола Шрейдера, который тоже когда-то снял приквел для «Экзорциста».

В начале фестиваля синхронно показали свои новые работы два титана «нового Голливуда» 1970-х — Уилльям Фридкин и Пол Шрейдер. 71-летний Шрейдер (как раз в Венеции был снят его «Комфорт незнакомцев») участвует в основном конкурсе с фильмом «Первая реформистская». Редко снимающий 82-летний Фридкин, не так давно получивший здесь почетного «Льва» за выслугу лет, представил вне конкурса документальную ленту «Дьявол и отец Аморт».

Фридкиновский «Дьявол» — скорее из разряда курьезов. Это компактная, чуть больше часа, документалка об итальянском экзорцисте — своего рода эпилог к «Изгоняющему дьявола». Фридкин — который исполняет тут роль ведущего, и довольно неплохо: сразу признается, что, когда снимал «Изгоняющего», имел об экзорцизме самые теоретические представления. А сейчас на старости лет заинтересовался и нашел в Ватикане 90-летнего отца Аморта, звезду этой непростой профессии, к которому стоит очередь из одержимых нечистой силой.

 

 

Главный номер фильма — обряд, который милейший отец Аморт проводит над итальянкой по имени Кристина и который Фридкину разрешили тихонько снять. Это уже девятый, что ли, экзорцизм Кристины — предыдущие результата не дали. Увидишь такое, конечно, не каждый день: священник читает молитвы, женщина пытается вырваться из рук участливых родственников и ругается не своим голосом. Но в целом действие скорее разочаровывает: на мертвых языках героиня не говорит, голова ее не крутится вокруг своей оси, нет даже обещанной нечеловеческой силы. Еще один эпизод — кажется, куда более эффектный — Фридкин просто пересказывает: камеру он почему-то не включил и предлагает верить ему на слово.

Позиция автора поначалу не вполне ясна: он вроде бы не лишен здорового скепсиса и расспрашивает — помимо недавно скончавшегося, как и отец Аморт, писателя Уилльяма Питера Блэтти — нескольких ученых (и всего одного епископа). Но если комментарии психиатров и нейробиологов сводятся, разумеется, к тому, что много непонятного, но пахнет психозом, самовнушением и т. д., то самого Фридкина все дальше уносит в сверхъестественные трактовки. В какой-то момент это почти заразительно; впрочем, лишь пока не зажжется свет.

 

 

Там, где у Фридкина — развесистый католический мистицизм, у Шрейдера — холодная протестантская ярость. Эрнст Толлер (Итан Хоук) — настоятель в маленьком кальвинистском приходе в штате Нью-Йорк. Вверенная ему церковь исторически значимая, туда ходят экскурсии, а верующие — не особенно. Толлер, тем не менее, старается на совесть и, когда его прихожанка по имени (разумеется) Мэри (Аманда Сейфрид) просит о помощи, сразу откликается. Выясняется, что она беременна, а ее муж Майкл (Филип Эттингер), экологический активист, настолько убежден, что планете придет конец в самое ближайшее время, еще на наших глазах, что не хочет приносить ребенка в этот мир.

Толлер в замечательно зрелом исполнении Хоука — еще один фирменный шрейдеровский одиночка, бывший армейский капеллан, отправивший сына в Ирак и потерявший его, а следом и брак, и карьеру, разбавляющий теперь свое служение алкоголем в промышленных количествах. Не секрет, что Шрейдер всю жизнь переснимает «Таксиста», свой самый знаменитый сценарий: «Хардкор»«Американский жиголо»«Чуткий сон» и т. д. — в общем-то, кто станет жаловаться? Личный экзистенциальный кризис его героев перерастает в жестокое противостояние с коррумпированным обществом и равнодушным Богом. Детали, конечно, меняются: здесь точка кипения, помимо истории с Майклом и Мэри, — церемония повторного освящения церкви, балаган для губернатора, спонсора-олигарха и оборотистого покровителя Толлера из более успешной общины.

Вдобавок «Первая реформистская» — еще и вольный ремейк «Дневника сельского священника», классической драмы Робера Брессона (о котором Шрейдер когда-то написал книгу) — оттуда прямо перекочевали некоторые элементы интриги, и проблемы героя с желудком, и собственно дневник, который Толлер ровным почерком выводит в своей аскетичной комнате.

Разумеется, он пишет кровью — как и сам Шрейдер. К его традиционным обсессиям добавилось, очевидно, изменение климата — и это не единственная деталь, делающая фильм остросовременным. Шрейдер повторяется, но он жадно смотрит по сторонам, и последние работы («Каньоны»«Человек человеку волк») показывают, нравятся они или нет, насколько он бесстрашен. «Первая реформистская» — прямолинейное, отчаянное и мощное высказывание, черно-белый религиозный фильм, раскрашенный красными разводами эксплуатейшен-триллера. Отдельные повороты и художественные решения вызывают запрограммированную оторопь — но вообще от того, в какой Шрейдер сейчас режиссерской форме, захватывает дух.

Поделиться
Насколько хорошо вы помните фильмы 2017 года?
Предлагаем узнать, насколько вы искушенный зритель
Документальное кино из Венеции
Подборка фильмов Ай Вэйвэйя, Джима Кэрри и других

PokerSeindo adalah Situs Judi Online Permainan poker online, DominoQQ, Juga Ceme Online dengan menggunakan uang asli di Maniaqqyang menyediakan permainan terbaik juga terpercaya. Cukup menggunakan 1 ID saja kamu bisa menikmati berbagai macam permainan seru seperti poker Online, Ceme Keliling, DominoQQ, Ceme Online, Capsa, Super 10, dan Omaha. Total ada 7 jenis permainan terbaik dimana bisa kamu nikmati dengan menjadi member disini. Pokerseindo sudah terbukti menjadi salah satu Bandar poker online yang menyajikan permainan paling fair play 100% jaminan tanpa menggunakan sistem ROBOT. Dengan real player sehingga mudah sekali memenangkan permainan