Главная Материалы Кинофестивали Лучшие предложения
Станьте экспертом в кино: как отличить Уэса Андерсона от Пола Томаса Андерсона?

Как по первым кадрам различить Уэса Андерсона, Роя Андерссона и Пола Томаса Андерсона, а Терренса Малика не перепутать с Андреем Звягинцевым? «Афиша» и Mastercard подготовили гид по стилю этих и других режиссеров с самым узнаваемым стилем.

Как понять, что вы смотрите фильм Уэса Андерсона?

  • Вы смотрите фильм Уэса, если в нем все кадры выстроены очень симметрично. Уэс настолько щепетилен в создании кадров, что кажется, будто он измеряет мизансцену под линеечку.
  • Большое значение придается палитре цветов и оттенков. Так, в «Отеле «Гранд Будапешт» в кадре превалирует нежно-розовый (как пирожные героини Сирши Ронан —
  • Агаты), в «Королевстве полной луны» — желтый, а в «Водной жизни»такими цветовыми маяками служат красные шапочки.
  • Если для титров и названия фильма (а также для названий банков, школьных автобусов и больниц) использован шрифт Futura.
  • Если в кадре есть курящий Билл Мюррей — это тоже фильм Уэса. Кроме того, режиссер любит брать в свои малобюджетные фильмы звезд блокбастеров и боевиков (Брюс Уиллис, Эдвард Нортон).
  • Обязательно есть какое-нибудь письмо, написанное от руки. Титры у Уэса Андерсона часто выглядят как иллюстрации к детским книжкам, а герои любят произносить многозначительные фразы о смысле жизни.
  • Большое значение придается семейственности. Персонажи обычно влюбляются и выясняют отношения под французскую поп-музыку с женским вокалом. И в конце непременно есть танец.

Эти и другие особенности режиссера Уэса Андерсона вы можете увидеть в его главных фильмах: «Семейка Тененбаум»«Водная жизнь»«Поезд на Дарджилинг»«Королевство полной луны»«Отель «Гранд Будапешт».

Как понять, что вы смотрите фильм Роя Андерссона?

  • Cхожесть с живописью. Чаще всего мизансцены в фильмах шведского режиссера композиционно напоминают картины Эдварда Хоппера, Оноре Домье, а также более молодых художников — Отто Дикса и Георга Шольца.
  • В картине бесчисленное количество сюжетных линий и героев — примерно до сорока сегментов, и второстепенные герои появляются то в одном, то в другом куске фильма.
  • Интерьеры похожи на натюрморты. Андерссон уделяет большое внимание комнатам героев, считая, что их убранство является лучшей иллюстрацией характеров персонажей.
  • В начале перед титрами идет длинная увертюра — вступление в сюжет; а наряду с освещением и декорациями большое значение придается хореографии движений актеров в кадре.
  • В фильме одновременно присутствуют сюрреализм, гротеск и абсурд, но в то же время обыденность и повседневность.

Эти и другие особенности режиссера Роя Андерссона вы можете увидеть в его главных фильмах: «Шведская история любви»«Песни со второго этажа»«Ты, живущий!»«Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии».

Как понять, что вы смотрите фильм Пола Томаса Андерсона?

  • Если действие картины происходит в долине Сан-Фернандо, вы смотрите фильм ПТА.
  • Герои обычно яркие и порочные харизматы, находящиеся под гнетом семейных отношений или превратностей судьбы. Их обычно играет один и тот же набор актеров — Филип Сеймур Хоффман, Хоакин Феникс, Джон К.Райлли.
  • Актеры, играющие главные роли в его фильмах, чаще всего демонстрируют новые грани своего актерского таланта, обычно это «прорывы». Так случилось с Марком Уолбергом в «Ночах в стиле буги», Адамом Сэндлером в «Любви, сбивающей с ног» и Хоакином Фениксом в «Мастере».
  • Основные сюжетные мотивы: дисфункция семейных отношений, отчуждение, сожаление, одиночество, шанс и судьба, поиски дома и призраки прошлого.
  • ПТА является наследником стиля Роберта Олтмана. Андерсон — любитель крупной формы, многозначительных сюжетов и длинных операторских планов.
  • Почти все его фильмы (кроме «Мастера») снимал один оператор — Роберт Элсвит, часто используя стедикам.

Эти и другие особенности режиссера Пола Томаса Андерсона вы можете увидеть в его главных фильмах: «Ночи в стиле буги»«Магнолия»«Нефть»«Мастер»«Врожденный порок».

Как понять, что вы смотрите фильм Кристофера Нолана?

  • Актер Том Харди носит маску, и вы практически весь фильм не видите его лица.
  • Главный герой очень серьезен, даже если он носит костюм мыши. Обычно герои придерживаются делового стиля одежды с пиджаками, галстуками и уютными свитерами. Даже на войне.
  • В фильмах Нолана никогда нельзя доверять девушкам. Они обязательно предадут в самый неподходящий момент.
  • Фильм имеет нелинейное повествование, сюжет развивается наоборот, происходят скачки во времени или прочие фокусы с таймлайнами.
  • Фильм снят на пленку, а еще лучше на 70 мм.
  • Звучит музыка Ханса Циммера.

Эти и другие особенности режиссера Кристофера Нолана вы можете увидеть в его главных фильмах: «Помни…»«Престиж»«Темный рыцарь»«Начало»«Интерстеллар»«Дюнкерк».

Как понять, что вы смотрите фильм Терренса Малика?

  • Нужно различать раннего Малика и позднего Малика. Раннего не так-то просто уложить в единую стилистическую форму, зато поздний имеет такой яркий почерк, что его ни с кем не спутаешь. У позднего Малика женщины все кружатся, а мужчины бродят в раздумьях.
  • Закатное и рассветное солнце всегда светит прямо в объектив неизменного оператора Эмманюэля Любецки.
  • Герои позднего Малика ищут смысл жизни и находят его обычно в законах существования вселенной.
  • Героини царственно возлежат на диванах, передвигаются, будто танцуют, и часто замирают с бокалом на фоне какой-нибудь серой стены.
  • Мотивы фильмов Малика бескомпромиссны — жизнь и смерть. При этом драматические экзистенциальные события обычно происходят или с людьми шоу-бизнеса, или же просто с успешной семейной парой.
  • Почти все свои последние фильмы Малик снимал без сценария, и при этом в каждой картине присутствует закадровый голос, который произносит что-то типа: «Мать и отец, вы всегда боретесь во мне».

Эти и другие особенности режиссера Терренса Малика вы можете увидеть в его главных фильмах: «Тонкая красная линия»«Новый свет»«Древо жизни»«Песня за песней».

Как понять, что вы смотрите фильм Гая Маддина?

  • Режиссер, который во всех своих приемах неизменно подражает немому кино. То есть если вы смотрите современный фильм, но он полностью немой — то это с большой долей вероятности кино Гая Маддина.
  • Фильм сопровождают черно-белые титры с репликами героев или пояснением сюжетных ходов.
  • Сюжеты настолько сюрреалистичны и, на первый взгляд, бессвязны, что кажется, будто вы смотрите чей-то сон (в худшем случае — кошмар).
  • В фильмах Маддина очень часто можно найти фрейдизм, убийство отца или матери, а также автобиографические моменты — вечная парикмахерская (мама Маддина владела цирюльней) или хоккей (папа был спортивным менеджером).
  • Если в фильме присутствуют Удо Кир и Изабелла Росселлини — то это наверняка фильм Гая Маддина.
  • Если в фильме есть сцена трепанации черепа — то это тоже фильм Гая Маддина.
  • Если в саундтреке используется трек группы Sparks — это опять фильм Гая Маддина.

Эти и другие особенности режиссера Гая Маддина вы можете увидеть в его главных фильмах: «Архангел»«Самая печальная музыка на свете»«Мой Виннипег»«Замочная скважина».

Как понять, что вы смотрите фильм Аки Каурисмяки?

  • Место действия — Хельсинки. Столица Финляндии показывается предельно реалистично, без примеси какой-либо романтики.
  • Герои — немногословные мусорщики, тоскующие супермаркетовские кассирши, престарелые официантки, застенчивые ночные охранники или гастарбайтеры. Они меланхоличны и одиноки.
  • Герои много пьют, а иногда сами являются владельцами баров и ресторанов (эта деталь автобиографична — братья Аки и Мика Каурисмяки являются совладельцами бара «Корона» в Хельсинки).
  • События происходят медленно и размеренно, а в разговорах обсуждаются всякие пустяки. Каурисмяки тяготеет к стилю Райнера Вернера Фассбиндера и Робера Брессона, поэтому его герои часто склонны к саморазрушению и самокопанию, которое происходит на фоне нагнетающих тоску белых ночей.
  • В то же время фильмы Каурисмяки сентиментальны и оптимистичны одновременно, несмотря на то что его герои часто оказываются в удручающе безвыходной ситуации. Эти персонажи — люди «на дне», живущие на задворках Европы, но при этом исполненные глубокого достоинства и человеколюбия. Каурисмяки парадоксален и гуманистичен.

Эти и другие особенности режиссера Аки Каурисмяки вы можете увидеть в его главных фильмах: «Преступление и наказание»«Девушка со спичечной фабрики»«Жизнь богемы»«Человек без прошлого»«Гавр»«По ту сторону надежды».

Как понять, что вы смотрите фильм Хона Сан Су?

  • Герои фильмов южнокорейского режиссера обычно интеллектуалы или творческая интеллигенция. Чаще всего это девушка, выросшая в Европе и вернувшаяся в Южную Корею, которая изучает искусство и не может выбрать между двумя молодыми людьми. Или это женатый режиссер, запутавшийся в отношениях с юной поклонницей (прообраз самого Хона Сан Су и его романа с актрисой Ким Мин Хи).
  • В любом случае в фильмах Хона Сан Су всегда много разговаривают и пьют — иногда рисовую водку, иногда пиво, иногда вино.
  • Этот алкогольный мамблкор чаще всего подкрепляется длительными прогулками по паркам, вдоль моря или просто улочками безымянных городов.
  • Хон Сан Су любит разделить свой фильм на две (или больше) части и повторить внутри фильма один и тот же сюжет с разными вариациями («В другой стране»«Прямо сейчас, а не после»).
  • Иногда непонятно, что в его фильмах сон, а что — явь (и это, видимо, последствия обильных алкогольных практик персонажей).

Эти и другие особенности режиссера Хона Сан Су вы можете увидеть в его главных фильмах: «Ха ха ха»«Ничья дочь Хэвон»«Прямо сейчас, а не после»«Ночью на пляже в одиночестве».

Как понять, что вы смотрите фильм Лава Диаса?

  • Если фильм длится около пяти часов — нет сомнения, что это картина филиппинского режиссера Лава Диаса. В среднем хронометраж его фильмов достигает 10 часов.
  • Очень длинные статичные планы — один план может длиться даже час, предельно правдиво снимая филиппинские реалии.
  • При этом все это навеяно произведениями Достоевского, Толстого или других русских писателей.
  • Большое внимание уделяется природе: медленно плывут облака, колышутся трава и тростник, зритель при этом погружается в транс.
  • Словом, фильмы Лава Диаса похожи на цифровые видеоинсталляции — и споры среди кинокритиков по этому поводу не утихают.

Эти и другие особенности режиссера Лава Диаса вы можете увидеть в его главных фильмах: «От предшествующего»«Колыбельная скорбной тайне»«Женщина, которая ушла».

Как понять, что вы смотрите фильм Андрея Звягинцева?

  • Герои похожи на ваших соседей. Они удивительно аморальны, но при этом реалистичны и узнаваемы.
  • Темой для фильма стала какая-нибудь глобальная моральная проблема — например, любовь и измена.
  • Все события происходят в бездуховном пространстве России, где герои или борются за выживание против чиновников, или сами идут на дно под давлением собственных грехов.
  • В фильме появляется изображение какой-либо известной картины или хотя бы визуальная аллюзия на западную живопись.
  • Фильм начинается с музыкальной интерлюдии с набором пейзажей для плавного вхождения в атмосферу фильма.
  • Главный цвет — синий или бирюзовый. Оператор — обязательно Михаил Кричман.

Эти и другие особенности режиссера Андрея Звягинцева вы можете увидеть в его главных фильмах: «Возвращение»«Елена»«Левиафан»«Нелюбовь».

Поделиться
Тест: какой вы зритель?
Узнайте, какие фильмы стоит посмотреть именно вам
«Форма воды» Гильермо дель Торо: человек-амфибия на Венецианском кинофестивале
Фильм о том, как полюбить монстра с жабрами, чешуей и перепонками