Гид по фестивалю

«Афиша Daily» совместно с Mastercard представляет большой гид по истории и структуре 74-го Венецианского международного кинофестиваля.

Рождение Мостры

Фестиваль в Венеции — старейший кинофорум в мире. Он появился в 1932 году, когда (вдумайтесь!) не существовало вообще ни одного международного фестиваля. Из значимых кинематографических событий на карте значилась лишь премия «Оскар». Американская кинонаграда появилась в 1929 году, на заре звукового кино, поэтому лишь на 3 года старше Венецианского кинофестиваля.

Своим рождением смотр обязан Биеннале современного искусства, регулярно проводимого в Венеции начиная с XIX века. Именно его президент и близкий друг дуче граф Джузеппе Вольпи де Мизурата выступил инициатором включения кино в комплекс других искусств, представленных на Венецианской Ривьере. То есть в отличие от Канн, где кино нашло свой город, здесь все произошло ровно наоборот.

Первый фестиваль не имел жюри и конкурса как такового. Тогда вообще еще никто не задумывался, что у кинофестиваля могут быть конкурс и жюри. Таким образом первый венецианский смотр, или просто Мостра, напоминал обычный для нас приморский фестиваль под открытым небом. Первым фильмом, показанным на фестивале, стал «Доктор Джекилл и мистер Хайд» Рубена Мамуляна. Это произошло 6 августа 1932 года. Всего смотр посетило более 25 тыс. зрителей, и по итогам их голосования были выбраны лауреаты: лучшим актером стал Фредрик Марч («Доктор Джекилл и мистер Хайд»), лучшей актрисой — Хелен Хейс («Грех Мадлон Клоде»), лучшим режиссером был признан советский передовик Николай Экк («Путевка в жизнь»), лучшим комедийным фильмом был признан «Свободу нам!» Рене Клера, лучшим драматическим — «Грех Мадлон Клоде» Эдгара Селвина. Фестиваль посетили крупнейшие звезды того времени: Грета Гарбо, Кларк Гейбл, Джеймс Кэгни, Лоретта Янг, Джоан Кроуфорд, Витторио Де Сика, Борис Карлофф и другие.

Появление конкурса и Кубка Муссолини

Второй фестиваль состоялся спустя два года, поскольку в 1933 году Биеннале не проводился. Опыт первого фестиваля подсказал, что гораздо интереснее не просто показывать ленты, а устраивать соревнование с награждением призеров. Так был изобретен конкурс фильмов. Главный приз назвали Кубок Муссолини. По задумке его должны были вручать лучшему итальянскому и лучшему иностранному фильму в программе. Правда, как такового жюри все еще не существовало — и выбор победителей лег на плечи руководства Биеннале, которое принимало решения после консультаций с критиками, простыми зрителями и представителями Национального института кино. Первым обладателем официального приза стал документальный фильм Роберта Дж.Флаэрти «Человек с Аранских островов».

Первый фестивальный скандал

В 1934-м разразился и первый скандал. В фильме «Экстаз» Густава Махаты актриса предстала полностью обнаженной, купаясь в озере, что вызвало шок и бурное обсуждение. Картину осудил папа римский, она была запрещена к показу в некоторых странах, в Европе и Америке сцены с обнаженной натурой были вырезаны из прокатных версий. В центре скандала оказалась австрийская актриса Хедвиг Кислер, которая спустя несколько лет сбежит в Голливуд и сделает головокружительную карьеру под псевдонимом Хеди Ламарр.

Курортные сроки проведения фестиваля

Поначалу сроки проведения фестиваля совпадали со сроками проведения Биеннале — и фестивали стартовали строго в первые дни августа. Однако потом было решено привязать фестиваль к курортному сезону: в конце августа — начале сентября поток туристов на Лидо существенно сокращался и проведение фестиваля в это время должно было поддержать интерес к курорту и продлить сезон еще на несколько недель. В конце 1930-х фестиваль переехал ближе к 1 сентября и так и закрепился на этой дате до сегодняшнего дня. Любопытно, что первый Каннский фестиваль должен был открыться 1 сентября 1939-го, то есть проходить практически в те же сроки, что и Венеция. Впрочем, если вспомнить историю появления Канн как фестиваля, оппозиционного странам фашистской коалиции, в этом совпадении нет ничего странного.

Годы при фашизме

С 1935-го фестиваль становится ежегодным, появляется профессиональное жюри, а призы за исполнение мужской и женской ролей получают название Кубок Вольпи — в честь создателя смотра.

В 1937-м открыл двери фестивальный дворец, что позволило увеличить число участников и зрителей Мостры. Однако программа фестиваля того года и ее результаты крайне раздосадовали итальянское и немецкое руководство: одним из победителей смотра стала «Великая иллюзия» Жана Ренуара, запрещенная в Германии, а главной звездой — Марлен Дитрих, сбежавшая от фашистских властей и открыто их критиковавшая. На следующий год фашистское руководство решило взять реванш. В итоге главный приз разделили итальянская патриотическая лента «Пилот Лучано Серра» и документальный фильм Лени Рифеншталь «Олимпия». После этого британская и американская делегации покинули смотр, что стало катализатором создания Каннского фестиваля. В годы войны фестиваль проводился вплоть до 1942 года, в нем участвовали в основном фильмы из стран — участниц гитлеровской коалиции.

Новая жизнь фестиваля

В 1946-м году Мостра оклемалась от войны — и ей было очень непросто: с одной стороны, приходилось доказывать, что она изменилась и стала лучше, а с другой, необходимо было выдерживать конкуренцию с Каннами. Правда, первые годы между фестивалями существовали договоренности о сроках и очередности проведения. В итоге Венеция нашла себя, превратившись в первооткрывателя будущих режиссеров-легенд со всего мира. Она стала премьерной площадкой для шедевров итальянского неореализма, здесь высшую награду получали Ингмар Бергман (у которого так и не было «Золотой пальмовой ветви»), Акира Куросава, Анджей Вайда, Робер Брессон, Андрей Тарковский и другие. Первые фестивальные опыты именно в Венеции получили Микеланджело Антониони, Лукино Висконти, Федерико Феллини, Пьер Паоло Пазолини, Бернардо Бертолуччи, братья Тавиани и другие. Вершиной успешности фестиваля в этот период стоит признать 1967 год, когда обладателем «Золотого льва» стал Луис Бунюэль за фильм «Дневная красавица». Следующий год оказался сложным для всех фестивалей. Студенческие волнения сильно повлияли на Каннский фестиваль, а Венецианский больше чем на десять лет ушел в тень.

Кризис 70-х

Проблемы возникли у всего Биеннале в целом. Уставы и порядки форума не менялись со времен Муссолини, и очевидно, что перемены назрели. Существовали две концепции развития фестиваля. Одна исходила от Лукино Висконти и тогдашнего директора Ронди. По этой версии смотр должен быть зрительским и поддерживать интерес туристов, которые помимо отдыха на Лидо могли бы любоваться на звезд мирового кино, первыми смотреть самые ожидаемые премьеры и устраивать светские вечеринки на пляже. За второй концепцией стояли молодые режиссеры-леваки Бернардо Бертолуччи и Марко Беллоккьо, которые настаивали, что фестиваль — это в первую очередь демонстрация чистого искусства без всяких буржуазных примесей, а руководители должны отказаться от коммерциализации искусства. После победы первой концепции многие представители авторского кино во главе с Пазолини объявляют бойкот смотру, а сам фестиваль резко меняется, отказываясь от конкурсной программы, тем самым возвращаясь к изначальному формату. Соответственно, в течение 11 лет у фестиваля нет победителей, а в 1973-м, 1977-м и 1978 году Мостра не проводится вовсе. При этом одно нововведение все же прижилось: в 1971-м впервые был учрежден почетный «Золотой лев» за достижения в области кинематографа. Его обладателями стали Джон Форд и Чарли Чаплин.

А потом наступил ренессанс

В 1979-м новый директор Карло Лидзани решает вернуть величие и престиж фестиваля и начинает с названия: отныне это именно кинофестиваль, а не смотр кинематографических искусств (Mostra Internazionale del Cinema вместо Mostra Internazionale dʼArte Cinematografica), правда, со временем историческое название вернется на свое место. Следом возвращаются конкурс, «Золотой лев» и остальные награды. Следуя опыту других фестивалей, создается комиссия из экспертов, которая призвана помогать дирекции в отборе фильмов. В Венецию привозят свои фильмы Стивен Спилберг, Джордж Лукас, Майкл Чимино и другие представители молодого американского кино. Раскрывается плеяда западно-германского кино: Маргарет фон Тротта (первая женщина — обладатель высшей награды), Райнер Вернер Фассбиндер, Вим Вендерс, Вернер Херцог. Не забывает Венеция и о своем статусе фестиваля, зажигающего звезды: Эмир Кустурица, Питер Гринуэй, Педро Альмодовар, Хоу Сяосянь, Нанни Моретти — все они обрели международную известность здесь. В 1988-м в программе фестиваля появляется секция «Горизонты», а также ночные и специальные показы, где, например, был показан фильм Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа», вызвавший огромный резонанс в мире, особенно в Италии и США. Во время показа фестивальный дворец на всякий случай охранялся, как бункер с ядерными ракетами, но в итоге все обошлось.

© Mostra Internazionale d'Arte Cinematografica

Фестиваль сегодня

В 1999-м директором фестиваля становится представитель туринской киношколы Альберто Барбера, который старается уделять больше внимания неформатному кино, которое потерялось за годы борьбы за туристические потоки. Фестиваль открывает Хармони Корина, Спайка Джонза, Кристофера Нолана, Андрея Звягинцева, Алехандро Аменабара и других. Радуясь переменам, в программу смотра возвращаются одни из его главных критиков — Бернардо Бертолуччи и Марко Беллоккьо. В 2004-м Барбера уходит в тень, уступая место известному синефилу Марко Мюллеру, специалисту по азиатскому кино, до этого руководившему фестивалем в Локарно. Авторское кино теперь поселилось на Лидо всерьез и надолго. В 2012-м Марко Мюллера переманил набирающий обороты Римский кинофестиваль — и у руля Мостры вновь встал Альберто Барбера, который не переставал плотно сотрудничать с фестивалем.

Остров Лидо

Вопреки логике Венецианский фестиваль проводится вовсе не в Венеции, а в двух километрах от города. До острова Лидо примерно 20 минут на катере или моторной лодке. Остров разделен на три части. На северной находится фестивальный дворец, комплекс роскошных отелей и казино. Центральную часть острова занимает исторический поселок, который и сегодня густо населен. На южной части острова располагаются форт Сан-Николо и гольф-клуб. До того как там стали проводить Мостру, северная часть Лидо была просто знаменитым курортом с прекрасными песчаными пляжами. Чтобы понять атмосферу, которая царила на острове в дофестивальную эпоху, можно посмотреть фильм Лукино Висконти «Смерть в Венеции», где действие происходит как раз в интерьерах отеля «Эксельсиор», на террасе которого состоялся первый смотр в 1932 году. Впрочем, атмосфера остается такой и ныне. Если отойти на небольшое отдаление от фестивального дворца, можно спокойно встретить безмятежных отдыхающих, которые наслаждаются воздушными и водными процедурами, нисколько не заботясь звездными дорожками и мировыми кинопремьерами. В Каннах подобное увидеть просто невозможно.

Доступ на фестиваль

В отличие от Каннского фестиваля на Мостру продают билеты для всех зрителей, при этом их можно купить не только в живой очереди, но и через интернет. Проход по билетам осуществляется в зал на свободные места, после того как займут свои места обладатели аккредитаций. Поэтому его никак нельзя назвать элитарным, наоборот, всей своей историей фестиваль демонстрирует, что он открыт всем желающим. Помимо билетов существуют также журналистские и гостевые аккредитации. Также есть возможность приобрести платные аккредитации (абонементы) различных категорий для людей как связанных, так и не имеющих прямого отношения к кинопроцессу.

Где жить?

Не стоит забывать, что Лидо — это остров, расположенный на некотором отдалении от Венеции. Поэтому жить в самой Венеции для участников и зрителей фестиваля не самый удобный вариант, если только их заплыв до кинозала не будет разовой акцией. В основном те, кто приезжает именно с целью смотреть кино, обосновываются прямо на Лидо и добираются до залов либо пешком, что не очень удобно, либо на велосипеде, что довольно практично. Помимо этого, на острове ходят автобусы, но, доверившись им, можно запросто опоздать на показ.

Русские в Венеции

После Николая Экка, получившего неофициальный приз за режиссуру на самом первом фестивале, Венецианская Ривьера до сих пор остается достаточно благосклонной к русской киношколе. В 1962 году «Золотого льва» получил Андрей Тарковский за «Иваново детство» (правда, поделив эту награду с «Семейной хроникой» Валерио Дзурлини). В 1991 году «Золотой лев» был присужден фильму Никиты Михалкова «Урга — территория любви». В 2003 году победило «Возвращение» Андрея Звягинцева, а в 2011-м — «Фауст» Александра Сокурова. Помимо этого, лауреатами смотра в разные годы становились режиссеры Андрей Кончаловский, Алексей Герман-младший, Сергей Соловьев, Отар Иоселиани, Марлен Хуциев, Петр Тодоровский, Григорий Козинцев, Игорь Таланкин, Александр Алов и Владимир Наумов, Александр Птушко, Григорий Александров и другие. Обладателями Кубка Вольпи становились актеры Дзидра Ритенберг («Мальва», 1957), Наталья Аринбасарова («Первый учитель», 1966), Олег Борисов («Единственный свидетель», 1990), Ксения Раппопорт («Двойной час», 2009).

Что входит в официальную программу?

 

Основной конкурс (около 20 фильмов)

Принцип отбора фильмов в основной конкурс аналогичен каннскому: в этой программе могут быть представлены фильмы, никогда прежде не показывавшиеся за границей и не участвовавшие ни в каких фестивалях.

 

Внеконкурсная программа (около 10 фильмов)

Сюда попадают важные премьеры, по разным причинам не уместные в основном конкурсе.

 

«Горизонты» (около 20 полнометражных фильмов + короткометражная программа)

Имеет как конкурсные, так и внеконкурсные показы, что отличает ее от второй по значимости программы Каннского фестиваля «Особый взгляд».

 

«Венецианская классика» (около 20 фильмов)

Здесь тоже имеется конкурсная основа — среди восстановленных лент ежегодно выявляется победитель.

 

«Неделя критики»

В 1984 году в Венеции появляется «Неделя критики», в рамках которой демонстрируются дебюты и вторые фильмы. Аналогичная программа существует и в Каннах.

 

Venice Days

Конкурс авторского кино. Аналог каннского «Двухнедельника режиссеров» и «Панорамы» Берлинского фестиваля. Основан ассоциацией независимых кинематографистов и проводится с 2004 года. Как правило, в программе участвуют 12 фильмов. Конкурсный принцип отсутствует, однако партнеры вручают призы по своему усмотрению.

Какие призы вручают в Венеции?

 

«Золотой лев» (приз за лучший фильм)

Вручается с 1949 года, приз пришел на смену Кубку Муссолини. Изначально льва назвали в честь святого Марка — покровителя Венеции, но в 1954 году он обрел свое современное название.

 

«Серебряный лев» (приз лучшему режиссеру)

Вручается с 1953 года. С годами его назначение менялось. Сначала его давали в придачу к «Золотому льву», затем он был спецпризом для фильмов, которым немного не хватило до победы. Вручали его и лучшему фильму короткометражной программы. А также лучшему дебютанту, сценаристу и т. д. С 90-х «Серебряный лев» вручается строго за режиссуру.

 

Гран-при жюри

Гран-при в качестве не главного приза вручается с 1951 года.

 

Кубок Вольпи за лучшие мужскую и женскую роли

Призы за лучшее исполнение мужских и женских ролей на фестивале вручаются с 1934 года, на следующий год они обрели современное название в честь графа Джузеппе Вольпи де Мизурата.

 

Приз Марчелло Мастроянни

Приз имени итальянского актера Марчелло Мастроянни, призванный поддержать молодых актеров. В разные годы его получали фильмы «И твою маму тоже», «Черный лебедь» и «Безродные звери».

 

Приз за лучший сценарий

Приз за лучший сценарий ранее называли «Приз Озелла» (по названию венецианской разменной монеты средних веков), но с 2012 года он носит современное название.

 

Помимо этих существуют и другие специальные призы вроде премии Луиджи Де Лаурентиса, приза Всемирной католической ассоциации по коммуникациям и премии имени Брайана из Назарета.

Поделиться
Русский мир в Каннах: «Кроткая» Лозницы и «Теснота» Балагова
Станислав Зельвенский ведет каннский дневник на «Афише Daily» вместе с MasterCard, официальным партнером кинофестиваля. В Каннах помимо «Нелюбви» Звягинцева показали еще два фильма о России — «Кроткую» Сергея Лозницы и «Тесноту» Кантемира Балагова.
20 идеальных комедий для большой компании
«Афиша Daily» и Mastercard составили список из ста фильмов разных жанров, которые стоит увидеть. Во втором выпуске — двадцать отличных комедий, которые способны не только украсить вечер в одиночку, но и хороши для просмотра с друзьями.